Главная  |   Дольмены Кавказа  |   Типология  |   Терминология  |   Назначение – авторская версия  |   О сайте  


Назначение дольменов – авторская версия

 Современная «мода на дольмены» подарила миру немалое количество энтузиастов-исследователей самого широкого круга (от эзотериков до ядерных физиков) беспрестанно множащих теории объясняющие происхождение и назначение дольменов. Такое обилие идей и предположений порой самого фантастического толка вполне объяснимо. Человека всегда манит все загадочное и таинственное, а то, что можно принять еще и за сверхъестественное - вдвойне. Но все это не более чем предположения и как было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Единственные люди, обладавшие достоверной информацией о назначении и способах постройки дольменов – это сами носители дольменной культуры и возможно те, кто жил рядом с ними, но все они умерли тысячелетия назад.
 В принципе наиболее близко должны подойти к разгадке тайн дольменов археологи, но даже ученые занимающиеся изучением дольменов уже более ста лет, так и не смогли прийти к единому мнению об их происхождении и функциональном значении. Наиболее распространенное – дольмены каменные гробницы.
 В чем основная сложность для археологов. Дольмены находятся на поверхности земли и для доступа внутрь достаточно вынуть каменную пробку или пробить стенку. За тысячелетия, что прошли после исчезновения носителей дольменной культуры дольменами пользовались все, кто хотел. При этом содержимое дольменов выбрасывалось и заменялось, скажем, так другим и все это происходило не раз и не два.
 Единственная возможность получить почти неопровержимые доказательства назначения дольменов – раскопать дольмен с не уничтоженным содержимым засыпанный обвалом еще в то время когда их строили. В 2008 году во время сезонного паводка реки Колихо близ аула Агуй-Шапсуг Туапсинского района Краснодарского края размыло русло реки, берег которой скрывал под собой более трех тысяч лет плиточный дольмен. Его раскопками занималась экспедиция из Санкт-Петербургского Института истории материальной культуры РАН. В дольмене были найдены останки более 70 человек. Дольмен раскопали и через пару лет увезли в Государственный исторический музей в Москву, где выставили на всеобщее обозрение в экспозиции древних культур эпохи бронзы. В 2013 году под руководством того же Трифонова в Адыгее раскапывают дольмен названый Хаджох-3. Найдены останки двенадцати человек. Трифонов предположил, что это семейный склеп. Средства массовой информации, как и в тот раз, раздули сенсацию – доказано, что дольмены погребальные сооружения.
 На самом деле все не так просто. Дольмены строили на протяжении более полутора тысяч лет. За это время произошли определенные изменения в их конструкции (переход от плиточной конструкции к составной, полумонолитной и монолитной). Точно так же могли произойти изменения и в культовых представлениях строителей. Как пример Шойкуский дольмен раскопанный Тешевым.

 «В октябре 1970 года в Туапсинский историко-краеведческий музей им. Н.Г. Полетаева поступило сообщение от жителя аула Большое Псеушко Тешева Д.К. и туапсинца Напсо З.Т. о том, что ими на западном склоне горы Мижоциу, в местечке Пхабгучел найден «новый» дольмен.
 …
 Шойкуский дольмен №8 был по самую крышу засыпан землей в результате оползня, который двигался с востока на запад (по направлению уклона горы) под углом 10-15 градусов. Произошло это, надо полагать, еще во время совершения ритуальных жертвоприношений, то есть в эпоху дольменной культуры.
 Когда стало ясно, что попасть в дольмен обычным путем через входное отверстие уже невозможно, люди стали искать выход. Откапывать лаз сочли, видимо, нецелесообразным, поскольку существовала реальная опасность нового сползания земли, на этот раз уже с холма, образовавшегося при оползне. Необходимость попасть в дольмен подсказало единственное верное в таких обстоятельствах решение – сделать пролом. Возможно, на непредвиденный случай сделали два пролома, оба под плитой перекрытия, на стыках боковых плит. Поначалу пробитые отверстия, вероятно, закрывались хорошо подогнанными по форме и размерам камнями. Кстати, пролом в северо-восточном углу и был закрыт таким треугольным куском гранитоида.
 …
 Небольшое углубление в полу под западной стеной, что тянется с севера на юг на 20 см и с востока на запад на 35 см, по нашим предположениям, обозначает место, где оставлялись жертвоприношения. Не случайно именно здесь было сосредоточено 80% всех находок. Это прототип погребальных ниш, которые были в одной из стен ямы-колодца, служившей погребальной камерой. Такие ниши, в частности, были обнаружены в ранних кубанских курганах и могильниках середины первого тысячелетия до нашей эры, принадлежавших синдам и меотам.
 Сравнительно небольшие размеры ниши, ограниченный набор погребального инвентаря и скудность жертвоприношений склоняют нас к мысли, что данный дольмен был посвящен духам, которые в людском представлении были существами маленькими и имели маленькие потребности. Иными словами Шойкуский дольмен, о котором идет речь, относится к раннему периоду дольменной культуры, когда эти сооружения еще не являлись гробницами.
 …
 С духами предков живые связывали свои надежды и чаяния, культ мертвых имел в ту далекую пору особую силу. Однако боязнь обидеть тени умерших не остановила позднее грабителей. Беспорядочность, с какою были расположены кости и фрагменты керамики, неоспоримо подтверждает, что они были потревожены после окончательно погребения.
 …
 Определенные различия в степени сохранности костей животных, как и факт залегания их в разных пластах культурного слоя, дают основания считать, что ритуал жертвоприношения здесь совершался неоднократно, а отсутствие в Шойкуском дольмене человеческих останков подтверждает предположение, что он не являлся гробницей, а был сооружением культового назначения.
 …
 Установлено, что чем древнее погребение и время жертвоприношения, тем беднее и примитивнее как количественно, так и качественно погребальный и жертвенный инвентарь. И это характерно для всех видов погребений.
 Если в дольменах Кюр-Дере, Эшере, Новосвободного и в некоторых других дольменах на северном Кавказа находились изделия из меди, бронзы и даже железа (орудия труда, оружие, предметы обихода, украшения и т.д.) и они относятся к медно-бронзовому и бронзовому векам, то находки в Шойкуском дольмене составляют только изделия из камня, фрагменты керамики и кости, следовательно, он относится к раннему этапу развития дольменной культуры. А содержимое материала, извлеченного на поверхность, позволяет нам утверждать с большой долей уверенности, что он не является гробницей, а был только культовым сооружением.
 Таковы краткие выводы, сделанные на основе исследования находок в Шойкуском дольмене №8».
 Туапсе, 1971-1972 г.г.

 Из истории Туапсинского региона. Период древности и средневековья (По материалам М.К. Тешева) Туапсе. Издание Туапсинского историко-краеведческого музея 2004 стр. 11-23

 Если называть вещи своими именами, то о дольменной культуре археологам не так много известно. В основном раскапывают дольмены. Раскопки поселений строителей дольменов более сложное дело и ими мало кто занимается. Причина довольно проста. Обычно дольмены строили повыше в горах, а те, кто их строил, жили не рядом с дольменами, а по соседству и часто внизу. За четыре тысячи лет место, где было поселение особенно в горах занесено многометровыми слоями смытого с гор грунта. Их сложно найти и идентифицировать.
 Что можно узнать на основе находок при раскопках. Например, то, что на месте одних поселений строителей дольменов не найдено костей животных крупнее козы – что исключает использование тягловых животных при постройке дольменов. В других же они встречаются в больших количествах, что может говорить об обратном…
 Еще пример. Внизу на фото слева дольмен Хаджох 1 находится он в Адыгее в поселке Каменномостском. Справа фото каменного топора (Туапсинский историко-краеведческий музей) найденного в том же районе.

    

 По таким артефактам археологи могут сделать различные предположения о том, кто и как их сделал. Но каменный топор не расскажет, как видел мир тот, кто его изготовил. С дольменами несколько сложнее. В этом плане дополнительную информацию могут дать орнаменты на их плитах. Это полусферические выпуклости, лунки, чашеобразные углубления, зигзагообразные линии и т.п. Встречаются они нечасто, но их наличие и разнообразие говорит о том, что религиозные представления у носителей дольменной культуры были довольно сложными и дольмены в своей конструкции отражают некие сакральные представления своих строителей.
 Для реконструкции религиозных обрядов носителей дольменной культуры Марковин в монографии «Дольмены Западного Кавказа» рассматривает три вопроса:
1 Расположение дольменов на местности
2 Ритуальные черты в их устройстве и орнаментах
3 Установление погребального обряда
 При этом автор честно признает, что каждый из этих вопросов может быть разрешен большей частью только предположительно...

Знак дольмена

 Все что написано далее лишь предположение, сделанное на основе изучения орнамента двух уникальных дольменов в районе Геленджика. Это дольмен на реке Жане (Жане I) и в поселке Широкая Щель.

    

 Чем интересны эти дольмены:
 1. Судя по строению это портальные дольмены.
 2. Они находятся на относительно небольшом расстоянии друг от друга.
 3. На фасадных плитах похожие рисунки.

 Уникальность дольменов именно в рисунках, с помощью которых древние строители объяснили сакральное значение их конструкции.
 На фотографиях видно, что рисунки на фасадных плитах очень похожи на сами дольмены. Сделаны они явно не для красоты, а для того чтобы сообщить нечто очень важное, то что может не быть понятым без дополнительного разъяснения.
 Эти рисунки замечательный пример из бронзового века одного из самых простых и надежных способов передачи информации существовавший еще на заре человечества и надо отметить существующей до сих пор. Это использование простейших знаков-картинок – максимально схожих с тем, что они изображают, что облегчает трактовку рисунка, поскольку она должна быть не столько простой, сколь очевидной.
 Рассмотрим внимательно знаки на дольмене в поселке Широкая Щель:

 Четыре выпуклые рельефные полосы образуют рисунок по форме похожий на сам дольмен, круг вокруг лаза делает сходство еще большим. Единственное, что сразу вызывает вопрос – четыре полусферы вверху. И именно они являются ключом к изображению на дольмене. Марковин в монографии «Дольмены Западного Кавказа» так описывает значение полусфер на фасадах дольменов:

 «Среди плиточных дольменов, расположенных в районе г. Туапсе (Вьючная гора у сел. Анастасиевка), обнаружено сооружение, украшенное небольшими округлыми выпуклостями, напоминающими женские груди. Расположены они выше дольменного отверстия (рис. 114, 1, 2). Интересен и другой дольмен, стоящий в верховьях р. Шойкопси (аул Большое Псеушко) и обнаруженный М.К. Тешевым. По краям его передней плиты можно видеть две пары подобных выпуклостей («двойные груди», рис. 114, 5).
 Женская грудь, так реалистично воспроизведенная на кавказских дольменах, находит далеки аналогии в рельефах, высеченных на стенах погребальных камер Франции (Марна), Италия (Генуя) и других стран. Ясно что в подобной трактовке часть (в данном случае грудь) заменяла изображение целой фигуры. Теперь становится в достаточной степени ясная ритуальная символика отдельных частей дольмена, в данном случае отверстия, символика хорошо известная среди культов плодородия».

 Подобная трактовка в данном случае очевидно не подходит. Верхняя полоса изображающая крышу (покровную плиту) вверху выгнута дугой, сферы расположены выше и тоже по дуге, что не соответствует формам человеческого тела. Почему именно так легко понять, если искать смысл рисунка не в культе плодородия, а в астрономии, точнее древних астрономических представлениях людей.
 В древности человеку были доступны только простейшие астрономические наблюдения собственно и запечатленные в камне. Дуга – видимая линия горизонта (где небо сходится с землей) ее хорошо видно при наблюдении на море. Сфера – видимый на небе диск Солнца. Все это можно наблюдать и сейчас точно так же как и четыре тысячи лет назад во время строительства дольменов:

 Это восход и заход Солнца на море. Если учесть что все Кавказские дольмены расположены вдоль прибрежной полосы Черного моря от Абхазии до Таманского полуострова, то вполне возможно, что по этой причине мифологические представления строителей дольменов были тесно связаны с морем. Это предположение объясняет практически весь рисунок.
 Сферы – изображение Солнца. Дуга – линия горизонта, где небо сходится с морем. Две сферы с одного края дуги и две сферы с другой не что иное как точки восхода и захода Солнца. Расстояние между ними соответствует световому дню. Т.е. две крайние сферы точки восхода и захода Солнца в самый длительный световой день в году, а две внутренние сферы – самый короткий. Таким простым образом указаны два дня в году имевшие для строителей дольменов важное значение – дни летнего и зимнего солнцестояния.
 Две внутренние сферы находятся над полосами, которыми прорисованы боковые стенки дольмена. Эти полосы похожи на солнечные дорожки от Солнца на море. Таким образом, выделяется период времени, имеющий отношение к тому, что находится внутри дольмена.
 В день зимнего солнцестояния (22 декабря) Солнце достигает низшей точки на небесной сфере в годовом движении, что соответствовало по древнейшим представлениям не только началу зимы, но и смерти мира.
 Круг вокруг лаза тоже изображение Солнца, но уже «погруженного» в море. Нижняя полоса – линия берега т.е. суша, земля. На это указывает ее неровность. Это единственная полоса с такой несимметричной геометрией.

 Рисунки на дольмене из комплекса Жане I дополняют картину. Та же дуга в изображении крыши, но уже с важным дополнением. Портальной плитой изогнутой как линия горизонта. На боковых плитах сделан рисунок в виде зигзагов. Внутри дольмена не менее интересные знаки:

    

 Если предположить, что трактовка знаков на дольмене в Широкой Щели верна то зигзаги на боковых плитах – изображение воды. Точнее – моря. Знаки на стенах внутренней камеры дольмена означают то же самое.

    

    

 Линия и зигзаг под ней на боковых и фасадной стенках - линия горизонта и морская волна. Зигзаг на задней стенке – морская волна на линии прибоя. Вход в дольмен как видно на фото находится ниже «линии горизонта». Это - граница между двумя мирами. Нашим миром и миром зашедшего Солнца…
 Вполне возможно, что назначение дольмена именно в этом – быть такой границей. Определенные подтверждения этому можно увидеть и в конструкции ложнопортальных дольменов.

Главная